Из каждого утюга нам сулят «золотые горы», как только мы запустим продажи на маркетплейсе. Но опрометчивые запуски, как правило, не оправдывают ожидания продавцов. Чтобы избежать негативного сценария и торговать в плюс, важно на старте учесть все возможные расходы, связанные с работой на площадке.
Эксперт по маркетплейсам Ольга Богданова в новой статье на реальном примере разобрала:
А также поделилась таблицей, с помощью которой вы можете рассчитать расходную часть и определить оптимальную стоимость товара для продажи на маркетплейсах.
Площадка предоставляет информацию для расчета затрат. Давайте разберемся, что это за данные и достаточно ли их для формирования корректной цены. При расчете мы сравнили данные за декабрь 2022 года и январь 2023.
Актуальная информация о размере комиссии есть в личном кабинете Wildberries. Доступ к нему имеют только зарегистрированные пользователи.
Если вы еще не зарегистрировались в качестве продавца и не имеете доступа к личному кабинету, то можно получить информацию о комиссии из открытых источников или запросить у коллег, которые уже ведут деятельность на площадке. Убедитесь, что данные актуальны, так как размер комиссии постоянно меняется.
Если у вас есть доступ в личный кабинет, откройте вкладку «Аналитика»:
Здесь вы увидите информацию о комиссии и затратах на услуги Wildberries
Выберите нужный товар, для нас это будет категория «Здоровье», товар «Контактные линзы»
Обратите внимание, что размер комиссии отличается в зависимости от типа доставки:
Мы выбрали доставку со склада маркетплейса
Стоимость хранения в сутки для каждой единицы товара — 0,15 рублей, то есть 4,5 рубля за месяц.
О стоимости приемки вы узнаете только в момент отгрузки, формируя поставку. В период новогодней распродажи стоимость приемки каждого товара составляла 35 рублей.
Для этих целей в личном кабинете есть калькулятор тарифов:
Калькулятор тарифов
С его помощью можно предварительно рассчитать стоимость логистики и хранения габаритных товаров. Но он не учитывает нюансы, которые превращаются в серьезные дополнительные расходы, в том числе участие в акциях. Поэтому продавцы, у которых нет больших внутренних автоматизированных систем учета, предпочитают калькулятору другие способы расчет, в том числе excel-таблицы. Пример такой таблицы, которой пользуюсь я, в ней уже внесены данные по нашему товару за январь:
Обратите внимание, что помимо вышеперечисленных базовых расходов мы учитываем:
Для удобства мы свели данные за декабрь и январь, которые необходимы для расчета, в единую таблицу:
Внеся данные в таблицу, мы сможем определить цену, которая обеспечит нужный нам уровень маржинальности. Обратите внимание, как ситуация по расходам изменилась в январе, расходы уменьшились с 43% до 37% от цены товара. Основная причина — завершение предновогодних акций, когда была повышенная стоимость хранения товаров на центральных складах и платная приемка.
На итоговую прибыль также влияет участие в акциях. Чтобы понять, стоит ли в них участвовать и сколько мы заработаем реальных денег, необходимо вместо РРЦ в нашей таблице внести цену, которую предлагает маркетплейс.
Эту цифру Wildberries формирует, исходя из динамики цен на товары за последние несколько месяцев, а также размера скидок от самого продавца.
Чтобы увидеть актуальные предложения, зайдите в «Календарь акций» в личном кабинете. Маркетплейс предложит поучаствовать в них, автоматически снизив цены на товары. Но мы не рекомендуем так делать, чтобы не уйти по итогу в минус, а предварительно ознакомиться со списком товаров и условиями.
В красном столбце цена, рекомендованная Wildberries для участия в акции. Внесите ее в нашу талицу и увидите, как изменится маржинальность
Если в последние месяцы вы давали хорошую скидку и активно участвовали в акциях, то маркетплейс может порекомендовать для участия в очередной активности слишком низкую цену. Чтобы выровнять эту ситуацию, необходимо в течение некоторого времени держать более высокие цены и отказаться от участия в акциях, что, конечно, может отразиться на продажах
Общий алгоритм подсчета схож с тем, что мы разобрали выше на примере Wildberries. Схематично структура расходов выглядит так:
Структура расходов с 1 октября 2022 года
Узнать информацию о комиссиях и тарифах можно тут.
Вот наша категория:
Более актуальную информацию необходимо отслеживать в личном кабинете, так как данные часто обновляются. Мы берем данные актуальные на середину января 2023 года
Расчет в нашей таблице будет выглядеть так:
Механизм похож на тот, что мы видели у Wildberries. Вы загружаете файл с перечнем товаров, которые площадка предлагает для участия в акции и цены на них.
Чтобы посчитать, насколько вам будет выгодно участие в акциях в этой же таблице, которую вы скачали, добавьте:
Доля расходов в обороте, которую автоматически рассчитывает OZON. Это актуально для тех, кто уже торгует на маркетплейсе
Если маржинальность выше допустимого значения, то нам выгодно добавлять этот товар в акцию. Вы сами определяете, какое значение для вас допустимо, в среднем это 30% и выше.
Такой расчет позволяет быстро оценить риски и понять, сколько мы сможем заработать в перспективе при определенных издержках. Часто селлеры не прибегают даже к такому простому анализу ситуации, что приводит к «продажам ради продаж» и к финансовым потерям.
Принимая решение о выходе на ту или иную площадку, ограничиваться таким расчетом не стоит. Необходимо дополнительно провести анализ цен конкурентов на аналогичные товары и сравнить текущие цены с теми, которые мы можем себе позволить с учетом предполагаемых расходов.