Брифинг — это первая встреча после заключения договора и оплаты первого этапа разработки стратегии. На этой встрече крайне важно выстроить доверительные партнерские отношения со всеми участниками проектной группы, ведь проекты, которые мы реализовываем, длятся от года и более.
Знакомство происходит не с бухты-барахты: мы уже с этапа продажи владеем определенной информацией о компании, а клиент заранее получает список вопросов, на которые ему предстоит ответить на брифинге.
ВАЖНО! На встрече должны присутствовать специалисты, которые смогут ответить на все наши вопросы. В России во многих компаниях нет привязки должности к обязанностям. Как итог, обязанности распределяются между разными специалистами, поэтому, в идеале, они все должны присутствовать на брифинге.
Менеджер проекта (аккаунт) — представитель заказчика в нашей компании; он отвечает за проект, ведет конспект всех встреч, переводит всю информацию по проекту с языка специалистов на русский и максимально быстро доносит ее до клиента. Ему необходимо полностью вникнуть в бизнес клиента, так как он будет работать с заказчиком не менее полутора-двух лет.
Интернет-маркетолог — это не просто технический специалист, который хорошо разбирается в интернет-технологиях, а полноценный маркетолог с серьезными компетенциями в классическом маркетинге. Он занимается тем, что раскладывает маркетинг клиента.
Далее, нам необходимы специалисты, которые смогут предоставить полную информацию по продукту, клиентам, конкурентам, рынку в целом, бизнес-процессам в компании. В разных компаниях могут по-разному называться эти должности, но в основном это следующие специалисты:
Маркетолог — он все знает о продвижении продукта (для каких целевых групп предназначен, какие потребности удовлетворяет), а также о том, какие есть конкуренты, каким образом строится коммуникация с клиентами, какие рекламные кампании проходят. От него необходимо получить полноценное описание рынка, SWOT-анализ, позиционирование продукта и компании в целом.
Специалист по продукту или технический директор — он должен знать продукт (его технические характеристики, все проблемы, слабые и сильные стороны продукта и его производства), отличия от конкурентов, УТП.
Директор по продажам — он предоставляет данные о планах по продажам, каким образом они реализовывают продукцию, количественные и качественные показатели, маржинальность продукта. Также этот специалист обозначает, каких показателей нужно добиться, и в какие сроки, какая ситуация по продажам сложилась на данный момент, и как ее нужно исправить в период от года до трех-пяти лет.
Кроме того, на брифинге могут присутствовать такие специалисты, как финансовый директор, менеджер по рекламе и PR, и другие — все зависит от специфики бизнеса.
После брифинга, как правило, мы запрашиваем для анализа дополнительные выгрузки данных по продажам, сторонние исследования и аналитику, которые на брифинге не имеет смысла обсуждать детально.
Разработаем digital-стратегию
Проведем аудит вашего сайта, текущей системы онлайн-привлечения, анализ трех конкурентов, исследуем интернет-спрос, разработаем стратегию digital-маркетинга
и выдадим вам пошаговый план работ на год. Оставьте заявку на посадочной — мы проведем для вас бесплатную консультацию и расскажем, чем мы можем быть полезны для вашего бизнеса.
Получить от компании актуальную информацию:
Примеры целей компании:
ПРИМЕР
В нашей практике был такой случай, когда на брифинге присутствовали:
Разве все эти люди не смогли верно донести цели компании? Оказывается, нет.
На встрече не было директора — и это был провал! Мы это поняли на защите стратегии, которая состоялась через 3 месяца. Цели, которые поставили перед нами специалисты компании, не соответствовали виденью директора, его планам по развитию бизнеса.
После этого случая мы зареклись проводить брифинг без владельца бизнеса.
Чаще всего, один директор может заменить собой всех дополнительных сотрудников, потому что они не владеют всей информацией о долгосрочных целях компании и не могут правильно расставлять приоритеты в целях. В вопросах с целеполаганием лучше полностью полагаться на видение директора. Директора по маркетингу и наемные генеральные директора почти всегда ошибаются.
Нередко у компании нет полного понимания того, каковы ожидания клиента от продукта. Тогда интернет-маркетологу приходится заниматься переводом всех технических характеристик продукта в выгоды для клиента. Иногда мы движемся эвристическим путем, а иногда — заказываем дополнительные исследования.
На брифинге мы раскладываем маркетинг клиента по 4P и стараемся подвести к 4С. Все это делается на основании полученных ответов. «Копаем» до тех пор, пока не разложим.
Есть исключения, когда компания выходит на рынок с новым продуктом. В таком случае она может только догадываться о том, что нужно аудитории, зачем она покупает этот продукт или услугу, какие вопросы будут задаваться продажникам, с какими проблемами будут больше обращаться покупатели. В этом случае нам нужно получить хотя бы гипотезы, от которых мы сможем отталкиваться в своих исследованиях.
Большой плюс, когда клиент приходит с продуктом или услугой, преимущества и недостатки которой ему известны, потому что он сам пробовал продавать. Он уже знает, что нравится, а что не нравится покупателям; какие сильные и слабые стороны есть у продукта с точки зрения потребителя, а не производителя.
ПРИМЕР
Российский производитель электротехнических и терминальных корпусов. Позиционирование, представленное клиентом, — продукт отечественный, а не зарубежный. Импортозамещение — одно из основных преимуществ, далее — качественное производство. На рынке есть немецкие корпуса, но дорогие, а у них то же самое, только дешевле. Основное сообщение, которое транслировалось в рекламе и преподносилось в УТП продукта: «Как немецкие, только дешевле».
В процессе проведения брифинга у нас зародились сомнения относительно правильности такого позиционирования, и мы решили его проверить, проведя собственный опрос среди покупателей корпусов — юридических лиц. Догадки подтвердились: для многих эти корпуса были «просто еще одной копией немецких». Лучше всего идею донес один из опрошенных: «Это то же самое, что предложить мне купить Мерседес, только дешевле, и называться он будет Hyundai. Я хочу лучшие шкафы, поэтому беру только оригинал и не ищу ему более дешевую замену!».
Понимаем: позиционирование — самое слабое место в продвижении товара. Мы увидели эти минусы и показали компании, что для того, чтобы проводить эффективные рекламные кампании, нужно выбрать другие преимущества и позиционирование.
ПРИМЕР
Если компания-клиент предоставляет 20-летнюю гарантию, а у конкурентов она рассчитана на 30 лет, значит, необходимо либо самим увеличивать срок гарантии, либо изменить акценты УТП. В конкретно этом случае существует несколько выходов:
В ходе брифинга мы проверяем (насколько это возможно) компанию на наличие базовых слабых мест в маркетинге, позиционировании продукта, понимании ЦА; получаем представление о конкурентах. Это основа для проведения дальнейшей работы: подбора максимально полного и релевантного бизнесу семантического ядра, изучения сформированного и несформированного спроса в Интернете (важно для создания плана контент-маркетинга, который есть в каждой стратегии).
Важно получить данную информацию от клиента, а не находить ее самому. Например, конкуренты в сети отсутствуют, или же по сайту нельзя понять, каковы их преимущества. В данной ситуации только клиент может рассказать о плюсах и минусах своих конкурентов, предоставить список, в котором будут указаны все конкуренты. Впоследствии мы проанализиуем эти данные по разным параметрам, а также онлайн- и офлайн-активностям (у нас есть свои методики).
Как говорит наш партнер по маркетинговым исследованиям, у 90% компаний нет проблем с набором инструментов, которые надо использовать для продвижения. У них проблемы либо с позиционированием, либо с продуктом.
И хотя мы являемся специалистами по электронному маркетингу, а не классическому, то есть мы не занимаемся разработкой позиционирования и классическими маркетинговыми исследованиями продукта клиента, но мы пытаемся понять продукт с точки зрения его потребителя. В ряде тематик у нас нет возможности проверить всю представленную информацию, и ее приходится брать на веру. И даже такой подход помогает сделать определенные выводы, а затем, если необходимо, откорректировать УТП и позиционирование.
Если данных после брифинга нам не хватает, то мы привлекаем наших компетентных и проверенных партнеров по маркетинговым исследованиям, позиционированию и брендингу для разработки платформы бренда и креативов. Все наши партнеры входят в ТОП-10 российских компаний.
Это важно выяснить для того, чтобы выстроить дальнейшую коммуникацию и выявить ожидания от продукта у каждой целевой группы.
При этом, все эти услуги представлены на одном сайте, позиционирование — «лидирующая динамично-развивающаяся молодая компания, которая занимается…», а дальше сумбур о том, чем она занимается. Четкой сегментации нет.
Во время брифинга выяснили важный момент о целевых группах: тому, кто интересуется автоматизацией бетонного завода, совершенно безразличны другие виды продукции и услуг, представленных на сайте. После анализа направлений бизнеса не нашли пересечения интересов у клиентов.
Итог: компании нужен не один, а четыре сайта — под разные узкосегментированные группы клиентов.
Мы всегда выясняем весь спектр задач компании, а потом понимаем, какие из них клиенту можно решить в офлайн, а какие — в онлайн. Очень часто клиенты ставят задачи, которые совершенно не относятся к интернет-маркетингу, однако оказывается, что без электронного маркетинга они не решаются или решаются слишком трудозатратно.
ПРИМЕР
Клиент — производитель дверей. Продажа продукции производится только через дилеров. В процессе брифинга директор по продажам поделился своей проблемой: большая «текучка» менеджеров по продажам на стороне дилера, много времени уходит на обучение новых специалистов. Казалось бы, мы тут ни при чем, мы же занимаемся интернет-маркетингом. Начали спрашивать, как организован процесс, почему менеджеры не справляются. Оказалось, что у них невероятно широкий ассортимент продукции — в разных ценовых категориях, с разными видами отделок, ручек, замков. Их все можно комбинировать, но по-разному: у одной модели только определенные ручки, у другой — замки. Просто море нюансов. И, соответственно, когда менеджер получает заказ от клиента, он составляет заказ, отправляет его в головной офис дилера в виде экселевской таблицы с выбранными артикулами, а затем, заказ передается на завод. Но на заводе отвечают, что такую дверь они изготовить не могут (на это уходит около двух недель). И когда клиенту через две недели отказывают в заказе, все свои претензии он выдает менеджеру по продажам, а заодно и делится негативными отзывами в Интернете. В итоге, производитель получает плохие отзывы, недовольных клиентов, сорвавшиеся сделки, «текучку» кадров и проблемы с обучением новых специалистов.
Понимая всю сложность ситуации в процессе работы с клиентом, мы предложили, а в последствии и реализовали, электронную систему формирования заказа.
Программа, интегрированная в складскую базу завода и дилера, формирует заказ, блокируя возможность создавать неверные комбинации. Если дверь есть на складе, ее можно сразу заказать с завода или со склада дилера. У программы удобный интерфейс, благодаря чему обучение и дальнейшая работа проходят быстро и легко.
Если на брифинге специалисты клиента не смогли ответить на все поставленные вопросы, нет четкого понимания в позиционировании и конкурентах, то встреча проведена не очень плодотворно. Останется много пробелов и неясных моментов, поэтому придется делать много дополнительных исследований. На самом деле, подобная ситуация — это сигнал для директора компании: с маркетингом есть какие-то недоработки. Значит, либо маркетолог что-то не знает, либо цели директора не всем ясны. Это легко выявить в ходе брифинга.
Особое внимание стоит обратить на следующие моменты
Просят клиента заполнить бриф и выслать его на почту. У нас были три-четыре компании, которые очень подробно заполняли бриф, но и после этого, все равно нужно было созваниваться, выяснять, что именно они имели ввиду под тем или иным определением. Такого не бывает, чтобы вообще не было вопросов. Если с вами работает нормальное агентство, то его задача получить от вас срез маркетинга — взять из головы директора какой-то собирательный образ и «переместить» его себе в голову. Затем, используя эти данные, мыслить так, как мыслит директор. Агентство должно выстроить бизнес-систему в Интернете и принимать решения, стараясь не дергать по мелочам заказчика. Это задача высокого уровня.
Если на брифинге задают вопросы о том, сколько лидов вы хотите получить, как вы будете измерять результаты, а ваш ответ: «Я хочу продаж в два раза больше» их полностью удовлетворяет, и кроме того, они не задают поясняющих вопросов о типах продаж, с каким чеком, какой аудитории, то агентство скатывается на задачи низкого уровня, и вряд ли их будет интересовать бизнес клиента и его цели.
Стоит задуматься о правильности сделанного выбора в пользу данного агентства.
В этом и состоит существенное отличие системного электронного маркетинга от, например, интернет-рекламы, SEO и контекста. Мы беремся решать задачу всего маркетинга электронными средствами. Если стоит задача улучшить обслуживание в магазине, то мы не говорим, что это не входит в нашу компетенцию, мы начинаем с этим разбираться. Для нас очевидно, что все бизнес-процессы связаны воедино. И если не помочь клиенту решить их на ранней стадии, то, когда будет сделан новый классный сайт и на него будут приходить десятки тысяч потенциальных клиентов в сутки, поток недовольных обслуживанием клиентов только увеличится. И это отразится в сети массой негативных отзывов и обратным эффектом — падением продаж.
Мы рассказали про наш подход, не претендуя на то, что это самый идеальный метод, но, по нашему опыту, он максимально эффективен. Надеемся, при прочтении кейса вы смогли получить ответы на вопросы, для чего нужен брифинг, как к нему подготовиться, и на что стоит обратить внимание при общении со специалистами интернет-агентства.
Удачного вам брифинга