У большинства людей маркетплейсы ассоциируются с Ozon, Wildberries и Aliexpress. Но на рынке электронной торговли много площадок с разными продуктами и аудиторией. Подробнее о том, какие типы маркетплейсов есть, чем отличаются, какой самый востребованный для продаж, читайте в статье.
На таких маркетплейсах продают товары разных категорий. Покупатель может выбрать любого продавца и бренд, зарегистрированный на площадке. К товарным относятся Озон, Валберис, Яндекс.Маркет.
Это маркетплейсы с услугами: вызов такси, сдача квартиры, запись на обучение. Услуги могут предоставляться онлайн и оффлайн. Как и товары, покупатель просматривает каталог магазина, добавляет услуги в корзину, а потом оплачивает любым доступным на площадке способом. Примеры сервисных маркетплейсов — Uber, Booking.com, beamore.ru.
Онлайн-платформы с контентом — обучающим, развлекательным, пользовательским или продающим. Люди могут делиться своим и просматривать чужой контент. Например: YouTube, Twitch, Soundcloud.
Здесь потребители финансируют интересные проекты и стартапы — запись музыкальных альбомов, создание компьютерных игр, разработку интернет–площадок. Для этого участники донатят деньги или покупают акции. Популярные краудфандинговые маркетплейсы — Планета.ру, Kickstarter, BoomStarter.
Вертикальные — это маркетплейсы, которые занимают конкретную нишу. Здесь разные селлеры (селлер — продавец на маркетплейсе) продают товары одного типа. ЦИАН занимается арендой и продажей недвижимости, Яндекс.Такси предоставляет транспортные услуги.
Горизонтальные — объединяют несколько сегментов одного направления. На бирже фриланса Kwork собраны дизайнеры, программисты и копирайтеры. На Lamoda продавцы одежды, обуви и аксессуаров.
Глобальные — много товаров разных категорий. Селлерами могут быть крупные производители, частные компании и отдельные предприниматели. У глобальных маркетплейсов самая большая аудитория и количество продаж. По этому принципу работают Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркет.
Wildberries, Ozon, AliExpress, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет — это универсальные маркетплейсы. Они быстро растут и занимают 62% рынка e–commerce. Это не удивительно, ведь у больших площадок есть ряд преимуществ: широкий ассортимент товаров, хорошо развитая логистика, быстрая доставка.
Новым продавцам приходится бороться за аудиторию, принимать условия маркетплейса, выдерживать высокую конкуренцию. Поэтому предприниматели всё чаще выбирают альтернативный вариант — нишевые маркетплейсы. За счёт их узкой специализации селлерам удается сосредоточиться на определенной аудитории и качестве продукта.
Wildberries — первый в рейтинге маркетплейсов России с максимальным количеством уникальных посетителей. В 2021 году оборот достиг 844 млрд.рублей.
Самые быстрорастущие товарные категории на Wildberries в первом полугодии 2021 года
Ozon — старейшая площадка страны. Количество селлеров в 2021 году достигло 90 тысяч, а покупателей 25 млн.
Ключевые показатели Ozon за 2021 год
Яндекс.Маркет — третий среди универсальных маркетплейсов. В 2021 году количество наименований товаров составило 25,2 млн, а покупателей 9,8 млн.
DNS — крупнейший продавец компьютерной, бытовой и цифровой техники. В 2020 году DNS обошёл по выручке лидера рынка М.Видео–Эльдорадо, а в 2021 заработал 562 млрд рублей.
Lamoda — уступает только универсальным и маркетплейсам электроники. В 2021 году оборот превысил 70 млрд рублей.
ВсеИнструменты — лидер роста в категории DIY (DIY — товары для дома и стройматериалы) за 2021 год. Оборот вырос на 52,5% до 56 млрд рублей.
Электронная торговля стремительно развивается, а большие площадки регулярно отчитываются о сверхприбыли. Поэтому предприниматели всё чаще задумываются о создании собственных маркетплейсов.
Это нелегко, ведь перед началом разработки нужно проделать объёмную работу:
При правильном подходе, точных расчётах и тщательном анализе, маркетплейс окупится за несколько лет. Поэтому проекты, от которых ждут моментальной прибыли, быстро сворачиваются. Чтобы этого избежать, нужно подбирать проверенных исполнителей, прорабатывать бизнес–процессы и учитывать тенденции рынка.
Uber не имеет собственных машин, у Alibaba Group ни одного склада с товарами. При этом они занимают лидирующие позиции в выбранных нишах, а их общая капитализация в 2020 году превысила полтриллиона долларов.
Маркетплейс — отличный инструмент для развития и расширения бизнеса. Чтобы правильно им пользоваться, нужно определить подходящую для вас модель и настроить доступные бизнес–процессы.
Площадки сами привлекают аудиторию, развивают логистику и расширяют географию продаж. Появляются дополнительные функции, а с ними и новые возможности. Селлерам не нужно изобретать велосипед. Достаточно следовать проверенным алгоритмам и следить за изменениями рынка на маркетплейсах.