Российский рынок онлайн-торговли является самым быстрорастущим. Очевидно, что если тебя нет в онлайне, то тебя в принципе нет в поле зрения клиента. Отсюда у бизнеса встает вопрос, где стартовать и развиваться: разрабатывать собственный интернет-магазин или не заморачиваться и выходить на готовые площадки.
Собственный интернет-магазин — очевидный и понятный вариант. Маркетплейс — готовая площадка с активной аудиторией, которая постоянно растет и предлагает готовые решения для развития бизнеса. Но так ли все просто? Давайте разбираться в особенностях этих решений: их плюсах, минусах и нюансах, которые могут возникнуть в процессе запуска продаж.
Маркетплейс — онлайн-платформа, на которой представлено множество продавцов и товаров из разных категорий или какой-то одной. У большинства людей маркетплейсы ассоциируются с Ozon, Wildberries и Aliexpress. Но на рынке электронной торговли много площадок с разными продуктами и аудиторией. Подробнее о том, какие типы маркетплейсов есть, мы рассказали в этой статье
Какие расходы необходимо учесть:
Однако на площадке могут возникнуть непредвиденные расходы, например:
Затраты складываются из комиссии, логистики, хранения, эквайринга, затрат на продвижение. Рекомендуем сразу закладывать не менее 10% на внутреннюю рекламу.
Плюс на период высокого сезона или в связи с высокой загрузкой конкретного склада вводится платная приемка, а также увеличиваются цены на хранение.
Условия проведения акций всегда меняются. К примеру, во время распродажи на «Черную пятницу», OZON объявил, что только участники акции смогут хранить свои товары на центральных складах, где покупательская активность гораздо выше. Но при этом для тех, кто участвует в распродаже, сделали приятный бонус — бесплатное хранение товаров со старта акции.
В идеальном мире с момента регистрации магазина до первой продажи может пройти не менее 15 дней. В реальности возникают нюансы, которые требуют времени на решение.
Если говорить об этапах, которые нужно пройти до старта продаж, то это как минимум:
Тут мы не учитываем предварительный анализ для выбора площадки, подходящей товарной категории, с которой стоит выходить на маркетплейс. А также поиск и взаимодействие с подрядчиком, если вы привлекаете сторонних специалистов для организации процесса или одного из этапов.
Как минимум необходимо привлечь:
На площадке уже собраны все инструменты, которые заменяют специалистов и сокращают временные и денежные затраты. Это одновременно преимущество и недостаток. На сайте вы можете настроить и добавить любой функционал, на площадке такой возможности нет. К примеру, аналитика: у продавца нет доступа к информации о покупателях, поэтому продажа товаров осуществляется обезличенно.
Помимо того, что маркетплейсы постоянно привлекают новых пользователей, вы можете использовать внутренние и внешние инструменты продвижения.
Недавно мы рассказали о том, как работает внутренняя реклама на Wildberries, а также об инструментах привлечения внешнего трафика и оценке их эффективности.
К внутренним относятся встроенные кабинеты внутри площадок, к внешним — контекстная, таргетированная реклама, ПромоСтраницы. Нюанс в том, что не все площадки позволяют оценить эффективность внешнего продвижения.
Не все товары можно продавать на маркетплейсах. Запрещены:
Маркетплейсы занимают 62% рынка в сфере e-commerce. Около 50% покупателей ищут товары на них, не используя классический поиск. Нюанс: данные о покупателях недоступны для продавца, т.е. мы продаем товары обезличено.
Кредит доверия получают даже небольшие бренды, поскольку маркетплейс уже зарекомендовал себя на рынке. У покупателя есть определенное отношение к маркетплейсу, как к крупной компании, которая проверяет своих продавцов и придерживается неких стандартов. Однако, важно учесть — человек, заинтересованный в покупке, захочет изучить информацию о продавце, поэтому на просторах интернета должна быть дополнительная информация о компании. Такими ресурсами могут выступать социальные сети, блоги, сайт или другие источники. Это необходимо для повышения лояльности к продавцу.
На маркетплейсе проще продавать товары за пределами своего региона. Благодаря широкой географии и потоку трафика есть возможность быстро запустить продажи в больших объемах.
Однако география зависит от того, какой формат работы с маркетплейсом вы выберете. Маркетплейс предоставляет разные возможности хранения и доставки товаров:
В B2B-сегменте доставка товара до покупателя чаще всего осуществляется продавцом. В B2C — маркетплейсы сами занимаются доставкой товара. Этот нюанс тоже нужно учесть.
Не стоит думать, что организовать постоянный поток продаж через маркетплейсы — легко. Мы выпустили кейс совместно с клиентом, в котором рассказали о том, как мы осваивали OZON и Wildberries, сколько это заняло времени. Огромную работу необходимо проделать перед стартом, чтобы понять с каким товаром стоит выходить, рассчитать маржинальность, найти подрядчиков под логистику.
Приводит к тому, что нужно прикладывать больше усилий, чтобы обогнать конкурентов: снижать цену, тратить больше денег на рекламу и прочее. Среди бесчисленных и однотипных брендов легко затеряться, поэтому для развития своего бренда лучше использовать свой ресурс и дополнительные инструменты продвижения.
Речь о случаях, когда вместо оригинальных вещей подкладываются подделки, другие товары или покупатели возвращают вещи, использованные в быту и т. д. Негатив в результате выливается в негативных отзывах на маркетплейсах и сказывается на рейтинге.
Нет возможности построить общение с покупателем напрямую. Поэтому многие продавцы в описаниях или комментариях пишут свои контакты для решения тех или иных проблем, так как маркетплейс — площадка, которая остается в стороне от проблем покупателей. Их, в любом случае, придется решать бренду.
Селлеры часто жалуются на технические сбои в системе — периодически возникают проблемы: со сходом в личный кабинет, загрузкой карточек товаров, управлением рекламными ставками. Служба поддержки не всегда реагирует оперативно, часто не удается решить проблему с первого раза, приходится разбираться самостоятельно. Помимо этого маркетплейсы периодически меняют и обновляют интерфейсы, продавцам это доставляет определенные неудобства.
О других проблемах, с которыми вы можете столкнуться, мы рассказали в этой статье.
Преимущество производителей не только в цене, они обладают высокой экспертизой и опытом и могут профессионально сопроводить продажу: дать грамотные ответы, правильно оформить карточки. Наш опыт говорит о том, что даже сложные товары находят своих покупателей, но необходимо правильно подобрать площадку.
Одно из наших последних исследований говорит о том, что производители активно осваивают маркетплейсы. Скачать исследование можно тут.
Сложные товары тоже можно размещать на маркетплейсе, но при этом важно правильно подобрать площадку, чтобы найти своего покупателя.
Поможем запустить продажи на маркетплейсе: подберем площадку, определим лучшие товары для реализации, правильно рассчитаем цену — возьмем всю головную боль на себя.
Интернет-магазин по сути представляет собой онлайн-витрину. Как пример:
В лучшем случае, вы потратите 2 месяца на создание интернет-магазина с нуля, если не пользоваться конструкторами или готовыми шаблонами для сайтов. Поэтому временной фактор тоже важно учитывать.
При грамотном подходе и маркетинговой проработке будущего сайта, когда вы: анализируете бизнес, разрабатываете стратегию продвижения, собираете семантическое ядро — этот период однозначно будет больше даже для шаблонных решений — 3-4 месяца, не говоря уже о кастомных проектах, заточенных под ваш бизнес.
Вам однозначно придется привлечь:
Безусловно, для некоторых все это может закрыть и один человек, если речь о небольшом проекте, но даже в этом случае желание сэкономить может привести к тому, что проект «не взлетит». Для крупного бизнеса, как правило, требуются более серьезные и масштабные решения, в том числе сложный функционал, дополнительные интеграции и постоянная техническая поддержка.
Настроить весь функционал можно с нуля, исходя их потребностей бизнеса: платежная система, калькулятор доставки, оформление товаров, интеграция cdp-системы и др.
На маркетплейсе проще затеряться среди других брендов. Свой сайт вы можете оформить как угодно: в соответствии с фирменным стилем, трендами и т. д. А также добавить любую информацию полезную для пользователя.
Покупатель на вашем сайте не отвлекается на чужие товары. Это касается и рекламы: когда вы ведете пользователей на маркетплейс, велик риск, что они предпочтут похожие товары других продавцов. На своем ресурсе вы можете предложить клиенту: сопутствующие товары, скидку при покупке от определенной суммы или от количества.
Вы напрямую решаете все вопросы и проблемы клиента. На маркетплейсе это сделать невозможно до публикации негативного отзыва. Это влияет на лояльность к бренду и повышает вероятность повторной покупки.
Вы можете задействовать все доступные инструменты аналитики и получать максимум информации о клиентах, чтобы эффективно взаимодействовать с ними:
Разработка, бюджеты на продвижение, а также дальнейшее обслуживание и развитие проекта — обязательные затраты.
Обработка заказов, хранение, доставка и возврат товаров — ваша ответственность. В связи с этим сложнее выйти на рынок других регионов. Помимо этого, не все покупатели согласятся с долгой доставкой или с ее высокой ценой. Это тоже нужно учесть. Плюс в том, что вы контролируете эти процессы — если они налажены, то снижается риск получить негатив от клиента.
Как ни крути, но для привлечения клиентов придется вкладываться в продвижение, тестировать гипотезы и масштабировать результаты. Но и возможности по взаимодействию с пользователями шире, вы сами можете выстроить путь клиента на сайте, догнать его ретаргетингом и прогревать до совершения покупки, а также выстроить с ним долгосрочные отношения.
Продвигаться на маркетплейсах без бюджета сейчас гораздо сложнее. Если вы думаете, что достаточно загрузить товары и оптимизировать карточки, чтобы попасть в топ, то это далеко не так.
Решение всех технических проблем ложится на вас. С одной стороны, это хорошо, если у вас есть постоянный и проверенный подрядчик, так как вы оперативно можете устранить любые ошибки или вовсе не допускать их возникновения. С другой — это дополнительные расходы, а также риск, что подрядчик может уйти с проекта или некачественно выполнять свои задачи. В таком случае оперативно решить проблему будет сложнее и однозначно дороже.
Чужая площадка — всегда риск. Она может приостановить свою деятельность, либо могут возникнуть проблемы со складом. Если вы продаете свои товары только на маркетплейсе, то в таких случаях вы понесете большие потери или вовсе исчезнете с рынка. Чтобы не зависеть от обстоятельств и иметь свободу действий, есть смысл создать собственный ресурс, а маркетплейс использовать в качестве дополнительного канала продаж.
Тем более сейчас доступны сервисы для интеграции интернет-магазина с маркетплейсом для быстрой загрузки товаров, например: InSales, AdvantShop, Ecwid. Все продажи идут через обе площадки одновременно, а заказы фиксируются в единой системе. В одном личном кабинете вы можете объединить сразу несколько маркетплейсов. Это решает проблему тех, у нет времени возиться с несколькими личными кабинетами.
В качестве заключения мы подготовили сводную таблицу, в которой собрали особенности площадок.
Понравилась статья? Расскажите о ней в соцсетях