Все меньше времени остается до момента, когда платформа Universal Analytics перестанет обрабатывать новые данные в стандартных ресурсах. Это произойдет с 1 июля 2023 года. А ресурсы Аналитики 360 перестанут работать 1 октября 2023 г.
Новых пользователей переход не затронет, они сразу начнут работать со своими проектами в рамках нового сервиса, а вот для тех, кто успел выстроить работы и потратил время и средства на многочисленные интеграции — переход может стать болезненным.
В новой статье рассказываем об основных особенностях Google Аналитики 4: как подготовиться и организовать переход, а также о базовых настройках. Экспертизой поделился Иван Никитин, эксперт в области аналитики, продвижения, e-commerce и сложных интернет-проектов.
Мы видели эволюцию сервиса Google Analytics, все более ранние версии — это наслоение и совершенствование базового функционала. С Google Analytics 4 совсем другая история: это новая система аналитики с другим интерфейсом, инструментами, с подходом к сбору данных в целом.
Кросс-платформенный трекинг. Главное отличие кроется в названии системы, еще в бета-версии она называлась GA App + Web. GA4 собирает данные по сайтам и приложениям Android/iOS и сводит их в единую отчетность без помощи сторонних сервисов. При это мы получаем данные о каждом этапе воронки, которую проходит пользователь.
Выбор учета аналитики по UserID или по типу устройства. В GA точность статистики снижается из-за того, что заход с нового устройства равен новому пользователю. В Google Analytics 4 целых три уровня идентификации. Это позволяет получать более точные данные и считать реальных пользователей, а не браузеры и устройства.
Событийная модель. В UA данные собираются с помощью отправки обращений, многие из которых отслеживают определенные типы взаимодействий, например, добавление товара в корзину/покупку и любые другие действия пользователя. Отслеживание просмотров страниц — это такое же событие (pageview), как и любые другие.
Вот некоторые события GA4:
Все отличия в сборе данных — тут.
Типы событий в GA4:
click — переход на другой сайт;
first_visit — открытие сайта/приложения первый раз, то есть, регистрация нового пользователя;
page_view — просмотр страницы;
scroll — прокрутка страницы;
session start — начало нового сеанса работы пользователя.
Пример специального события. Как настроить рекомендуемые и специальные события, можно узнать тут.
Распространенная ошибка — с помощью специальных событий создавать события аналогичные рекомендуемым. Не стоит придумывать велосипед, это очень продуманная система с точки зрения сбора и анализа данных.
Отладку событий можно выполнять с помощью сервиса DebugView. Также он автоматически проверяет корректно ли они отрабатываются на вашем сайте, позволяет найти неполадки и показывает данные о событиях и свойствах пользователя.
Новые метрики и отчеты. Метрики здесь в основном касаются классики UX-аналитики — аналитики пользовательского опыта. Например, метрика ER (вовлеченность) дается в противовес показателю отказов. Количество стандартных отчетов сократилось до 6. Но появился мощный центр исследований, который позволяет строить уникальные отчеты под ваши задачи.
Интеллектуальный поиск позволяет оперативно получать информацию. Все что нужно — открыть GA и в строке поиска набрать то, что вы хотите увидеть. Он либо выведет данные, либо откроет нужный отчет.
Еще одна фишка и ценность — интеграция с BigQuery, то есть сбор сырых несемплированных данных. Мы всегда настойчиво рекомендуем подключаться к этой системе, так как это колоссальная возможность для решения аналитических задач. BigQuery дает возможность обработать массив данных из аналитики и с помощью SQL-запросов получать только требуемые данные в любом нужном вам виде.
Полностью переходить на GA4 уже сейчас стоит тем, у кого экосистема включает сайт и приложение. Так вы будете эффективнее работать с данными.
Если говорить о сложностях при переходе, то это больше касается тех, у кого уже была настроена система, включающая дополнительные сервисы, интегрированные с GA. С чем тут сложность. У любой системы аналитики есть две точки взаимодействия: 1 — откуда мы берем данные, 2 — куда передаем. Для GA это Reporting API и Measurement Protocol соответственно. Так как UA и GA4 существенно отличаются, то часть сервисов может перестать работать. Но многие сервисы уже делятся информацией о том, как наладить интеграцию с новой Аналитикой. Поэтому этот вопрос однозначно решаем.
Сам Google рекомендует воспользоваться Ассистентом настройки GA4 и приводит довольно подробную инструкцию, как это можно сделать. Мы разберем несколько базовых шагов.
После того, как вы перейдете к настройке, система предложит следующие варианты:
Для нас актуален первый вариант, так как мы переходим с ресурса типа UA.
Вы создали новый ресурс GA4. Данные начнут собираться только после установки кода на сайте или в приложении. Теперь можно использовать Ассистентом настройки GA4, чтобы пройти процесс настройки GA4 c UA.
После завершения процесса, вверху страницы вы увидите сообщение о том, что связь между ресурсами установлена.
Ассистент включает несколько разделов:
Мы сразу можем перейти к настройке потоков данных. Для этого необходимо установить соответствующий тег для передачи данных.
Заходим в «Потоки данных», жмем на «Добавить поток» и выбираем один из вариантов, который нас интересует, например, веб-сайт.
Копируем свой идентификатор показателя для установки в менеджере тегов:
Чтобы настроить передачу данных, необходимо настроить тег одним из способов:
Глобальный тег. GA 4 использует тег jtag.js, если он установлен на сайте, ассистент настройки использует существующие теги, и сбор данных осуществляется через Подключенные теги сайта.
Система предлагает ознакомиться с инструкцией по установке
Также сбор данных можно организовать через Google Tag Manager. Для этого скопированный идентификатор показателя необходимо добавить в конфигурацию тега. Для этого заходим в GTM и создаем новый тег:
Выбираем конфигурацию GA4:
Вносим идентификатор:
Проверяем, чтобы тег был активирован на всех страницах, сохраняем настройки и публикуем внесенные изменения в Tag Manager.
После этого вы сможете отслеживать потоки данных с помощью новой Аналитики.
Но настроить GA4 мало, важно сделать так, чтобы система работала и помогала в решении реальных задач.
Аналитика — отражение бизнес-процесса и его измерение. Поэтому распространенная ошибка — обращаться за определенным инструментом без понимания приведет ли он в нужную точку. Например, вы хотите отслеживать динамику оборачиваемости товаров в онлайн и офлайн-магазинах. А какой для этого выбрать инструмент, специалист выберет сам и всегда сможет обосновать свой выбор. Та же история с GA4 — это один из инструментов.
Переход неизбежен для 85,8% компаний, и если вы еще не озадачились переходом, то мы рекомендуем это сделать по нескольким причинам:
Если вам нужна помощь с переездом на Google Analytics 4, то мы поможем осуществить сам переход и настройку с учетом тех задач, которые вы хотите решить в рамках вашего бизнеса.