Оставить заявку
Напишите нам

Google Analytics 4: обзор возможностей и советы по переходу

Все меньше времени остается до момента, когда платформа Universal Analytics перестанет обрабатывать новые данные в стандартных ресурсах. Это произойдет с 1 июля 2023 года. А ресурсы Аналитики 360 перестанут работать 1 октября 2023 г.
 
1106_1.png
Новых пользователей переход не затронет, они сразу начнут работать со своими проектами в рамках нового сервиса, а вот для тех, кто успел выстроить работы и потратил время и средства на многочисленные интеграции — переход может стать болезненным.

В новой статье рассказываем об основных особенностях Google Аналитики 4: как подготовиться и организовать переход, а также о базовых настройках. Экспертизой поделился Иван Никитин, эксперт в области аналитики, продвижения, e-commerce и сложных интернет-проектов.
 

Основные отличия Google Analytics 4

Мы видели эволюцию сервиса Google Analytics, все более ранние версии — это наслоение и совершенствование базового функционала. С Google Analytics 4 совсем другая история: это новая система аналитики с другим интерфейсом, инструментами, с подходом к сбору данных в целом.
 

В фокусе — действия пользователя, а не просмотры и сеансы.

 

Ключевые отличия от Universal Analytics

 
Кросс-платформенный трекинг. Главное отличие кроется в названии системы, еще в бета-версии она называлась GA App + Web. GA4 собирает данные по сайтам и приложениям Android/iOS и сводит их в единую отчетность без помощи сторонних сервисов. При это мы получаем данные о каждом этапе воронки, которую проходит пользователь.
 
1106_2.png
 

Выбор учета аналитики по UserID или по типу устройства. В GA точность статистики снижается из-за того, что заход с нового устройства равен новому пользователю. В Google Analytics 4 целых три уровня идентификации. Это позволяет получать более точные данные и считать реальных пользователей, а не браузеры и устройства.

Событийная модель. В UA данные собираются с помощью отправки обращений, многие из которых отслеживают определенные типы взаимодействий, например, добавление товара в корзину/покупку и любые другие действия пользователя. Отслеживание просмотров страниц — это такое же событие (pageview), как и любые другие.
Вот некоторые события GA4:
 
1106_3.png
Все отличия в сборе данных — тут.
 
Типы событий в GA4:

  • Автоматически регистрируемые — основные действия пользователя на вашем ресурсе. Отслеживаются сразу после установки счетчика. Система собирает все действия за последние 28 дней. К ним относятся:
  • click — переход на другой сайт;
    first_visit — открытие сайта/приложения первый раз, то есть, регистрация нового пользователя;
    page_view — просмотр страницы;
    scroll — прокрутка страницы;
    session start — начало нового сеанса работы пользователя.
     
    1106_4.jpg
     

  • Улучшенная статистика — позволяет собирать дополнительные данные о событиях при включении в интерфейсе GA без дополнительной модификации кода на стороне сайта или приложения.
  •  
    1106_5.jpg
     

  • Рекомендуемые — большой список событий с рекомендуемыми названиями и параметрами для отслеживания сценариев e-commerce, регистрации и авторизации, игрового процесса и многих других. Google рекомендует использовать эти события в том виде, в котором они описаны, то есть не изобретать велосипед, придумывая свои.
  • Специальные — для создания уникальных событий под нужды вашего бизнеса, если их не оказалось в рекомендуемых.
     
    1106_6.png

 
Пример специального события. Как настроить рекомендуемые и специальные события, можно узнать тут.
 

Скачайте бесплатно чек-лист SEO-аудита сайта и проверьте себя или подрядчика.

 

Распространенная ошибка — с помощью специальных событий создавать события аналогичные рекомендуемым. Не стоит придумывать велосипед, это очень продуманная система с точки зрения сбора и анализа данных.

Отладку событий можно выполнять с помощью сервиса DebugView. Также он автоматически проверяет корректно ли они отрабатываются на вашем сайте, позволяет найти неполадки и показывает данные о событиях и свойствах пользователя.

Новые метрики и отчеты. Метрики здесь в основном касаются классики UX-аналитики — аналитики пользовательского опыта. Например, метрика ER (вовлеченность) дается в противовес показателю отказов. Количество стандартных отчетов сократилось до 6. Но появился мощный центр исследований, который позволяет строить уникальные отчеты под ваши задачи.

 
1106_7.png
 
Интеллектуальный поиск позволяет оперативно получать информацию. Все что нужно — открыть GA и в строке поиска набрать то, что вы хотите увидеть. Он либо выведет данные, либо откроет нужный отчет.

 
1106_8.png
 

Еще одна фишка и ценность — интеграция с BigQuery, то есть сбор сырых несемплированных данных. Мы всегда настойчиво рекомендуем подключаться к этой системе, так как это колоссальная возможность для решения аналитических задач. BigQuery дает возможность обработать массив данных из аналитики и с помощью SQL-запросов получать только требуемые данные в любом нужном вам виде.

 
1106_9.png
 
1106_10.png
 

Переход на GA4: базовые шаги

Полностью переходить на GA4 уже сейчас стоит тем, у кого экосистема включает сайт и приложение. Так вы будете эффективнее работать с данными.

Если говорить о сложностях при переходе, то это больше касается тех, у кого уже была настроена система, включающая дополнительные сервисы, интегрированные с GA. С чем тут сложность. У любой системы аналитики есть две точки взаимодействия: 1 — откуда мы берем данные, 2 — куда передаем. Для GA это Reporting API и Measurement Protocol соответственно. Так как UA и GA4 существенно отличаются, то часть сервисов может перестать работать. Но многие сервисы уже делятся информацией о том, как наладить интеграцию с новой Аналитикой. Поэтому этот вопрос однозначно решаем.

Сам Google рекомендует воспользоваться Ассистентом настройки GA4 и приводит довольно подробную инструкцию, как это можно сделать. Мы разберем несколько базовых шагов.
 
1106_11.png
 

После того, как вы перейдете к настройке, система предложит следующие варианты:

  1. Создать новый ресурс.
  2. Связать текущий ресурс с существующим ресурсом типа Google Analytics 4.

 
1106_12.png
 
Для нас актуален первый вариант, так как мы переходим с ресурса типа UA.
 
1106_13.png
 
Вы создали новый ресурс GA4. Данные начнут собираться только после установки кода на сайте или в приложении. Теперь можно использовать Ассистентом настройки GA4, чтобы пройти процесс настройки GA4 c UA.
После завершения процесса, вверху страницы вы увидите сообщение о том, что связь между ресурсами установлена.
Ассистент включает несколько разделов:

  • сбор данных;
  • настройка ресурса;
  • связывание;
  • аудитории и конверсии;
  • управление доступом.

Мы сразу можем перейти к настройке потоков данных. Для этого необходимо установить соответствующий тег для передачи данных.
 

Тег конфигурации отвечает за передачу автоматически регистрируемых событий и событий улучшенной статистики. Тег должен быть на всех страницах, с которых вы хотите получать данные в систему аналитики. Его необходимо активировать в первую очередь.

 
Заходим в «Потоки данных», жмем на «Добавить поток» и выбираем один из вариантов, который нас интересует, например, веб-сайт.
 
1106_14.jpg
 
Копируем свой идентификатор показателя для установки в менеджере тегов:
 
1106_15.jpg
 
Чтобы настроить передачу данных, необходимо настроить тег одним из способов:

Глобальный тег. GA 4 использует тег jtag.js, если он установлен на сайте, ассистент настройки использует существующие теги, и сбор данных осуществляется через Подключенные теги сайта.
 
1106_16.jpg Система предлагает ознакомиться с инструкцией по установке
 
1106_17.jpg
 
Также сбор данных можно организовать через Google Tag Manager. Для этого скопированный идентификатор показателя необходимо добавить в конфигурацию тега. Для этого заходим в GTM и создаем новый тег:
 
1106_18.png
 
Выбираем конфигурацию GA4:
 
1106_19.png
 
1106_20.png
 
Вносим идентификатор:
 
1106_21.png
 
Проверяем, чтобы тег был активирован на всех страницах, сохраняем настройки и публикуем внесенные изменения в Tag Manager.
 
1106_22.png
 
После этого вы сможете отслеживать потоки данных с помощью новой Аналитики.
Но настроить GA4 мало, важно сделать так, чтобы система работала и помогала в решении реальных задач.

Аналитика — отражение бизнес-процесса и его измерение. Поэтому распространенная ошибка — обращаться за определенным инструментом без понимания приведет ли он в нужную точку. Например, вы хотите отслеживать динамику оборачиваемости товаров в онлайн и офлайн-магазинах. А какой для этого выбрать инструмент, специалист выберет сам и всегда сможет обосновать свой выбор. Та же история с GA4 — это один из инструментов.

Переход неизбежен для 85,8% компаний, и если вы еще не озадачились переходом, то мы рекомендуем это сделать по нескольким причинам:

  • Перехода в любом случае не избежать.
  • Новая Аналитика — большой эволюционный шаг в инструментах веб-аналитики, поэтому лучше начать пользоваться ей уже сейчас.
  • Новые возможности открывают большие перспективы для решения бизнес-задач.
  • Если вам нужна помощь с переездом на Google Analytics 4, то мы поможем осуществить сам переход и настройку с учетом тех задач, которые вы хотите решить в рамках вашего бизнеса.

Оценка

5 (голосов 1)

Оставить комментарий