Это вторая статья из цикла об основах интернет-маркетинга в В2B для руководителей и владельцев бизнесов. В предыдущей статье мы рассмотрели основные отличия интернет-маркетинга для B2B и B2C. В этот раз хочу поговорить вот о чем: (1) с чего начать планирование электронного маркетинга; (2) какие каналы привлечения аудитории эффективны для B2B; (3) как узнать, в каком канале достаточно целевой аудитории. Кратко, без воды и с примерами.
Поисковый маркетинг. Использование всех возможностей, предоставляемых поисковыми системами с целью маркетинга (органический поиск и сниппеты, контекстная и контекстно-медийная реклама, карты, торговые площадки и далее более 15-20 различных инструментов). Часто путают с SEO-оптимизацией и «раскруткой» сайта.
Маркетинг в социальных медиа. Использование любых социальных медиаресурсов с целью маркетинга, как открытого, так и партизанского (скрытого).
Мобильный маркетинг. Использование всего многообразия мобильных технологий с целью маркетинга.
PR в интернете. Открытая или скрытая PR-активность на любых доступных площадках.
Медийная реклама. Покупка баннерной рекламы различных видов на любых доступных площадках самостоятельно либо через агентства или сети.
Спецпроекты (специально организуемые сайты, блоги, мероприятия на отраслевых площадках и так далее), которые включают в себя несколько перечисленных выше каналов.
Сервисы и сторонние проекты (торговые площадки, специфичные рекламные сети, нишевые проекты).
Офлайн-реклама, заканчивающаяся, например, на сайте.
Каналы привлечения — это молоток и отвертка, то есть инструменты. Без гвоздей и шурупов, то есть системных знаний построить дом не удастся. Так вы будете вестись на красивые рекламные слоганы, гарантии и «результаты». Чтобы этого не произошло, нужно следовать четкой стратегии. Ее содержание должно полностью определяться вашими показателями эффективности, вашими результатами и их аналитикой.
Оценить эффективность интернет-маркетинга в B2B можно, только если ваш бизнес автоматизирован. Например, какой вам толк от того, что вы в топ-10, 20, 30, 40 по словам в Яндексе, когда ваш сегмент бизнеса описывают 9514 запросов? И половина из них работает только в Google. А другая половина не приносит денег в принципе? Правда, посчитать всё это вы не можете, так как финансы и клиенты вы ведете в Excel, связи с сайтом нет. Немного утрированно, на навеяно практикой.
Или другой пример. Зачем использовать контекстную рекламу, когда ваши дилеры приходят из органической выдачи (тот самый топ-10)?
Или вот еще. Зачем вкладывать большую часть маркетингового бюджета в медийную рекламу, сегментировать по полу и возрасту, оплачивать за клики и целевые действия на сайте, когда баннерную рекламу в принципе нельзя измерять по методике кликов и целевых действий. (Это неоднократно доказано такими лидерами аналитики, как ComScore и Nielsen.) Тем более, если ваш бизнес неправильно обработал заявки из-за того, что процессы не автоматизированы и менеджеры, соответственно, не контролируются.
Начинать необходимо не с выбора каналов или условий/гарантий/CTR/CTA/RTB/показов (и других весьма условных, а порой и просто смешных показателей), а с вашей бизнес-модели, бизнес-процессов (пусть и поверхностно) и сегментации ваших клиентов (см. примеры ниже). Из этих данных уже можно понять, как вы будете работать в каждом канале привлечения и как трактовать успех или провал (о KPI мы поговорим в следующей статье этого цикла).
Итак, перед вами ваша бизнес-модель, общие бизнес-процессы и четкая сегментация аудитории. Только теперь можно начать подбор каналов для выбранных сегментов аудитории. При этом нужно обязательно учесть вашу бизнес-модель и процессы в компании.
— Кто должен определять бизнес-модель компании, ее бизнес-процессы и сегментировать аудиторию?
Это обязательный этап взаимодействия профессионального подрядчика по интернет-маркетингу и руководства компании. Такие вопросы решаются на серии брифингов.
— Какие каналы привлечения аудитории работают для B2B и отличаются ли они от B2C?
Каналы все те же самые, однако способы захвата вашего сегмента целевой аудитории разные. Пример: крупная типография B2B не могла получить заказы ни через органический поиск, ни через контекстную рекламу. В итоге удалось «зацепить» ЛПР потенциальных клиентов через пордуманную PR стратегию и таргетированную рекламу в социальных сетях (реклама строго повторяла сегментацию целевой аудитории, выполненную на первом этапе).
— Как узнать, в каком канале находится достаточный объем целевой аудитории?
Предварительные пилотные рекламные кампании на ограниченном бюджете, заканчивающиеся аналитикой по выработанным ранее KPI.
— Мне сказали, что «вот эти запросы продающие, а контекстная реклама будет неэффективной».
Здесь стоит задать только одним вопросом — а как было выявлено, что запросы «продающие», а контекстная реклама «неэффективная»? Если «по нашему опыту», то можно смело гнать в шею таких советчиков.
— Допустим, набор каналов более или менее понятен, что дальше?
Далее, пилотные рекламные кампании на ограниченном бюджете с аналитикой по KPI. Также нужно убедиться, что ваш бизнес и его процессы полноценно обрабатывают поток входящих обращений (по моему опыту в России минимум 25% — 30% обращений «сливается» сразу из-за плохой автоматизации бизнеса или некачественной работы менеджеров сервиса)