Веб-аналитика — ключевой аспект работы интернет-маркетолога, необходимый для анализа эффективности и, в конечном счете, рентабельности сайта. Умея верно использовать системы веб-аналитики, вы сможете увеличить эффективность своего сайта, рекламных кампаний и — самое главное — количество продаж.
На сегодняшний день существует множество инструментов для веб-аналитики. Каждый из них подходит для того или иного аспекта анализа информации о посетителях веб-сайтов, совершенных ими действий, а также для выяснения причин отказа посетителя (ведь важно не просто заставить посетителя заказать у вас товар/услугу, но и понять причины его ухода, а значит ошибки в вашей работе).
В серии кейсов «Настройка аналитики» вы узнаете об инструментах систем веб-аналитики, применимых на практике для вашего бизнеса.
Прежде всего, такой специалист обязательно должен понимать общую структуру веб-страницы, уметь распознавать элементы, присутствующие на ней. Крайне полезно иметь базовые знания HTML, CSS и JavaScript — это позволит понимать все механизмы, как видимые на страницы, так и внутренние. Подробнее о необходимых навыках интернет-маркетолога читайте в этой статье.
И, конечно, использовать инструменты веб-аналитики, о которых мы расскажем ниже.
Существуют устоявшиеся стандарты – назовем их классикой веб-аналитики. Такие инструменты отвечают большинству требований и позволяют оперативно и довольно просто получить необходимый результат. Самые популярные системы веб-аналитики, ставшие классикой интернет-маркетинга, — это Google Analytics и Яндекс.Метрика.
Комбинация двух этих систем дает оптимальное сочетание функционала и надежности для анализа сайтов.
В качестве основного источника данных для вашего сайта рекомендуется использовать Google Analytics. В чем его преимущества?
О том, как увеличить конверсию посадочной страницы на 30%, правильно настроив один отчет Google Analytics, читайте здесь.
Яндекс.Метрика используется в качестве дополнительного инструмента. Какие возможности открывает эта система веб-аналитики?
Полезная опция, позволяющая просмотреть, как пользователь действительно ведет себя на вашем сайте. Можно отслеживать движения мышки, вводимые данные, карту скроллинга и кликов. Зачастую поведение сильно отличается от того, как его задумывали при разработке.
Иногда при работе с Google Analytics и Яндекс.Метрикой возникают проблемы с интерфейсом, особенно у новичков. Однако результаты данные инструменты выдают в обработанном и понятном виде. Их могут использовать как маркетологи, так и руководители разных уровней для оперативного контроля.
Если говорить об инструментах более технического характера, стоит отметить Google Tag Manager, Google Tag Assistant и Measurement Protocol.
Инструмент дает возможность внедрять различные коды (теги) на сайт. Он позволяет производить дополнительные настройки счетчика, элементов взаимодействия и добавлять дополнительный пользовательский код без привлечения разработчиков. В первую очередь Google Tag Manager полезен для получения новых данных в Google Analitycs: событий, транзакций, страниц, пользовательских переменных и проч.
Google Tag Manager позволяет настроить автоматическую отправку событий, таких как:
Главное – знать, что нужно отслеживать и делать. Остальное – дело техники.
Важно понимать, что Google Tag Manager – это продвинутый инструмент. На его освоение может уйти некоторое время, однако умение работать с ним необходимо аналитику и рекомендуется для интернет-маркетолога.
Для более глубокого погружения в тему можно изучить блоги https://www.prometriki.ru (русскоязычный) и https://www.simoahava.com/ (английский).
Обязательный инструмент для маркетологов и веб-аналитиков. Как и в случае с Google Tag Manager, здесь необходимо понимание, как работает счетчик, какие данные и каким образом он получает, обрабатывает и отправляет непосредственно в Google.
Google Tag Assistant осуществляет проверку корректности работы установленных кодов Google Analitycs и Google Tag Manager и отслеживание отправленных данных. Или, проще говоря, позволяет удостовериться, что мы отправляем данные правильно и наши инструменты (все те же Google Analitycs и Google Tag Manager) позволяют нам получить именно те данные, которые мы задумывали получить.
В чем же главные «фишки» данного инструмента?
Многие данные (к примеру, об устройстве сайтов конкурентов или данные о рекламных кампаниях, которые совершаются на стороннем ресурсе) можно получить без доступа к Google Analitycs, а именно через Google Tag Assistant.
В 2014 году вышла обновленная версия Google Analytics, получившая название Universal Analytics. Google автоматически перевел все сайты на обновленную систему.
Основная концепция Universal Analytics состояла в создании общего центра сбора данных, который бы получал информацию о взаимодействии с пользователями не только с сайта, но и из других источников (например, посещение магазина и совершение там покупок).
Благодаря этому расширению сферы деятельности в Universal Analytics появился новый инструмент – Measurement Protocol. Он позволяет получить данные не только в рамках отдельного сайта. Это может быть скрипт, который будет формироваться при определенных событиях внутри системы и отправлять нужный набор данных в счетчик с серверной части.
Как его можно использовать?
Основное преимущество этого инструмента – отсутствие ограничений на тип передаваемых данных.
Для более продвинутых интернет-маркетологов и разработчиков можем посоветовать такие инструменты, как FireBug, Roger Watcher и dataSlayer. Это уже сложные технические продукты.
В следующих публикациях мы расскажем о дополнительных настройках с пошаговыми инструкциями по внедрению и дальнейшему использованию. И начнем мы с базовой настройки счетчиков.